Идеологические причины глобального экологического кризиса

Автор: Михаил Александров

 

 

 

В настоящее время планета Земля вступила в стадию глобального антропогенного экологического кризиса. Экологический кризис это уже не завтра, как пытаются представить себе некоторые ученые и политики, это уже сегодняшняя действительность со всеми вытекающими последствиями, и климатические изменения на планете есть одно из проявлений этого кризиса.

 

 

 

 

 

Духовное (идеологическое) состояние человека в исторически описываемый период времени со времен эллинизма, по-видимому, осталось прежним, а развитие произведенных человеком продуктов труда (как полезных, так и отходов) резко увеличилось. Произошел фактический разрыв между отношениями в обществе и производством в больших системах, между производителями и потребителями в общественных подсистемах, между словом и делом индивидуума. Этот идеологический конфликт ограничивает божественное предназначение в выживании и развитии человека, и находит свое частное выражение в представлениях о том, что человеческий интеллект противостоит природе. В действительности Природе противостоит не интеллект человека, а идеология подавления его творческих возможностей ради сохранения пирамиды социального потребления. Отсюда вытекает современная практика уничтожения природных ресурсов планеты и идеологическая подмена источника кризиса как намеренно ложное представление о якобы неуправляемом технократическом развитии общества. Кажется, что человек как слепое существо уничтожает окружающую среду, а некоторые «положительные» представители общества, как лица принимающие решения, пытаются предотвратить глобальный конфликт между Человеком и Природой, зарабатывая на этом политический капитал.

Идеология, в том числе и духовная, есть способ выживания и развития Человека. С точки зрения физики больших систем, уровень развития (выживание) и саморазвитие (производная от выживания) зависят от правильного обмена веществом, энергией и энтропией между системой и окружением, т.е. между обществом в котором есть человек и Природой.

В рамках существующей идеологии, материализованной в социальное устройство, интеллект человека создал новый мир, господствующий над Природой и населил мир чудовищными производствами и изобретениями, которые своей масштабной технократической деятельностью стали менять среду обитания человека. В ответ на это Природа планеты посредством системы обратных связей начала активно воздействовать на человека. Острота этого утверждения, ставшего едва ли не общим местом, успела порядком притупиться как в сознании масс, так и в сознании тех, от кого зависит принятие глобальных политических и экономических решений. К сожалению, сам экологический кризис от того не стал меньшей угрозой. Напротив, в последние годы мы стали свидетелями и участниками все более ускоряющейся гонки, в которой человечество несется к своей последней черте. На протяжении многих веков природа никогда не была так агрессивно направлена против современного человека. Все это находит место в появлениях различного рода новых заболеваний, увеличении их числа и омолаживании уже известных болезней, изменения состава и структуры воды и воздуха Планеты, резкое изменение климата, участившихся землетрясений, различных природных катаклизмов и чрезвычайных техногенных ситуаций. Сегодняшнюю ситуацию с экологией планеты можно сравнить с трагическим Титаником, который напоролся на айсберг, и его капитан еще не понял, что произошло. Сколько он продержится на плаву и выживет ли, зависит от мер принимаемых его командой.

Чем может разрешиться глобальный экологический кризис? Существует три сценария. Первый – это планетная катастрофа с разрушением всей существующей системы жизнеобеспечения. Второй – смена среды обитания. Человек, в современном представлении, перестанет существовать. Каким он будет можно только догадываться, смотря американские фантастические фильмы. Третий – человечеству удастся выработать новые механизмы жизнедеятельности, восстановить природу в ее первозданном виде и, в конечном итоге, гармонично слиться с ней. В любом случае мы должны четко осознать, что в результате своей деятельности человек изменяя среду обитания, меняется сам. Вопрос в том, насколько этих изменений мы хотим сами.

Уровень развития и время существования любой цивилизации определяется не ее формой господства (автократия, аристократия, демократия, (И. Кант)) или способом управления (республиканским или деспотическим (демократическим)), а тем, сколько производительные силы берут и сколько отдают природе в процессе своей деятельности. От результата этого простого уравнения зависит само выживание человечества. Подтверждение этого можно найти в истории основных мировых религий, где говорится о том, что общество, которое хочет получать больше, чем отдавать, начинает вырождаться. По существу это мы и наблюдаем. Существующая технократическая цивилизация, ее промышленный и агропромышленный уклады абсолютно безжалостны к природе планеты. Человек нарушил общий баланс круговорота веществ в природе. Большинство созданных за последние двести лет промышленных производств, технологий и изобретений односторонне направлены на разрушение природы и одностороннее потребление её ресурсов. В своей деятельности современный человек противопоставил себя Природе, и у него появилась ощущение, что он ее покорил и стал царем Природы. На самом же деле он ее заложник.

На сегодня люди на планете Земля все еще не научились контролировать самих себя, контролировать собственное технологическое развитие, доверять друг к другу, и тем более договариваться между собой, с уважительным отношением к противоположной стороне. Политика силового давления и двойных стандартов стала нормой в отношении между странами и их лидерами, лож льется рекой из уст руководителей многих государств, экономики всех стран продолжают давать сбой, войны не прекращаются, качество жизни человека на планете ухудшается, дети умирают от голода и болезней, и т.д. Некоторые представители государственных органов, выступая в средствах массовой информации о вреде алкоголя и наркотиков, сами являются организаторами преступных наркотических синдикатов и сетей по распространению наркотических препаратов и алкогольной продукции. Понятно, что винить во всем этом, кроме нас самих, жителей планеты Земля, некого...

… Более того, беспокоясь о состоянии мировой финансовой системы и отчасти климата планеты, руководители крупнейших стран с развитой экономикой отложили в сторону мировые судьбоносные для всей земной цивилизации экологические проблемы. При этом мир разделился на два лагеря. Первый – сделать экологию элементом развития экономики, второй – заработать на экологических проблемах.

Повсеместно, на всех международных и государственных уровнях происходит утаивание реального состояния окружающей среды. Чаще всего скрытие информации о состоянии окружающей среды власти связывают с боязнью обанкротить страховые организации и обрушить существующие цены на рынке недвижимости, которая была возведена без учета существующей на тот день экологической ситуации или ее прогноза на будущее. Действительно, кто будет жить в элитных туристических комплексах и дорогих частных коттеджах построенных на берегу отравленного моря или озера, или рядом с давно забытой или никому не неизвестной свалкой токсических или радиоактивных отходов? Вскрытие опасной экологической ситуации может сильно ударить по престижу существующей власти и потребует принятие комплексных защитных мер, а это новые, непредвиденные бюджетные затраты. Поэтому власти всех уровней предпочитают молчать и не вскрывать трудно разрешаемых экологических проблем. Еще хуже дело обстоит у военных. Любая оплошность или просто разгильдяйство, сопряженное с загрязнением окружающей среды (случайное вскрытие захоронения химического оружия, утечка радиоактивных элементов или потеря ядовитого ракетного топлива, применение снарядов из обеднённого урана и т.д.) и создание опасной экологической ситуации для населения, как правило, объявляются государственным секретом. Один высокопоставленный международный чиновник Совбеза ООН, давая интервью, случайно обмолвился, что экологический ущерб нанесенный военными природе не поддается никакой разумной оценке.

Мир постепенно подошел к экологической и, как последствие, к климатической катастрофе. Последний Саммит по климату в Копенгагене яркий этому пример. Никаких кардинальных решений, разговор глухих и слепых. Все возможные решения в ущерб экономикам развивающихся стран, где проживает большая часть человечества. Вопросы разрушения экологии планета не освещались. Кардинальных политических или технологических решений по преодолению климатического кризиса нет. Понятно, что разрушать Природу плохо, но каков сам механизм этого разрушения?

Механизм этого разрушения кроется в полной или частичной утрате духовных ценностей, который привел к потере нравственности и морали. У человека на первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует его поведение в социуме. Повернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет. Можно с уверенностью сказать, что сложившиеся классические духовные институты в той или иной степени попали под культ материального и стали вести себя по отношению к ценностям Природы потребительски. Духовное нельзя заменить материальным и наоборот. Но, некоторые духовные учения начали восхвалять культ материальной наживы, что стало постепенно приводить к замене духовных и нравственных начал животными инстинктами…